Содержание
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1
Пояснительная записка.
3
1.2
Цели и задачи
4
1.3
Основные принципы обучения детей пению.
4
1.4
Основные направления образовательной работы
5
1.5
Целевые ориентиры освоения программы.
5
1.6
Организация и проведение занятий.
5
1.7
6
1.8
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 3
до 4 лет.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5
до 7 лет.
Планируемый результат.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
7
2.1
Приемы обучения пению.
7
2.2
Формы и методы по реализации основных задач Программы.
7
2.3
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.
7
2.4
Структура образовательной деятельности.
9
2.5
Учебно - тематический план
10
2.6
Календарно-тематическое планирование.
12
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
23
3.1
Методическое обеспечение программы.
23
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2
7
1.1. Пояснительная записка
Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость
дошкольников.
2. Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество
звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты
интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
4. Расширять певческий диапазон
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос)
через
здоровьесберегающую
технологию
–
дыхательную
гимнастику (дыхательные
упражнения)
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.
Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса
1. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение
культурного развития каждого ребенка;
2. Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников
любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности
3. Наличие интереса к вокальному искусству;
4. Стремление к вокальному творчеству, самовыражению.
Показатели эффективности:
1. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента;
2. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
3. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя
звучание);
4. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки
с аккомпанементом;
5. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание;
6. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
7. Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей.
Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей
развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма,
эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение дает возможность выразить свои
чувства, способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что
помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, укрепляет легкие и
голосовой аппарат. Пение - лучшая форма дыхательной гимнастики, важно, чтобы
голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко
и с удовольствием. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же
3
решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Программа ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 3 до 7 лет. Программа
составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. В
программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной
деятельности, обосновано использование разных видов детской
музыкально –
художественной деятельности в процессе обучение детей пению.
Новизна заключается в следующем: интегрированный характер который позволяет
по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и
структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих
способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются
инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на
игровые технологии.
Актуальность: приобщении детей к классической, народной и эстрадной музыке,
раскрытии разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
1.2. Цели и задачи
Цель: Развитие певческих способностей детей.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость
дошкольников.
2. Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество
звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты
интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
4. Расширять певческий диапазон
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос)
через
здоровьесберегающую
технологию
–
дыхательную
гимнастику (дыхательные
упражнения)
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.
1.3. Основные принципы обучения детей пению.
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: педагог воспитывает у детей любовь к
прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание,
воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных
навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года
даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, к не
знакомому.
4
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность. Основной прием – это образец исполнения песни
педагогом.
Принцип
сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого,
наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение песен
не наскучило детям, нужно вносить элементы нового. Закрепление песенного репертуара
должно быть сознательным его воспроизведением.
1.4. Основные направления образовательной работы.
Задачи:
1. При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
2. Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и
напряжения.
3. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в
умеренном и медленном темпах.
4. Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между
музыкальными фразами.
5. Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно,
подчеркивать голосом логические ударения.
6. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных
оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные
интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса;
7. Совершенствовать умение детей согласованному пению.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы:
1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству, самовыражению;
2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента;
3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя
звучание);
5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки
с аккомпанементом;
6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание;
7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
1.6. Организация и проведение занятий.
Программа предназначена для детей 3 – 7 лет. Предполагается 72 занятия в год.
Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю во второй половине дня.
5
Продолжительность занятия 20 минут младшая группа, 25 минут средняя группа, 30
минут старшая и подготовительная группы.
1.7. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
детей 3 до 4 лет.
На 3-4 году жизни у детей сохраняется большой интерес к певческой деятельности,
они способны успешно ею овладевать. Наблюдается большое желание петь знакомое и
осваивать новое.
Овладение речью позволяет малышам довольно внятно пропевать слова песни, а
подражая взрослым, они способны освоить протяжное звуковедение.
Вместе с тем возможности ребёнка в этом возрасте в пении попрежнему невелики,
поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос
довольно слабый, естественное пение отрывистое, певческое дыхание короткое, певческая
дикция в основном нечёткая и неясная, а у некоторых вообще отсутствуют отдельные
звуки, певческий диапазон небольшой (ре-ля). У детей проявляется тип певческого голоса;
в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой
интонации.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
детей от 5 до 7 лет.
Особенности слуха и голоса детей 5 - 7 лет. В старшем дошкольном возрасте дети
знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями,
которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух,
определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты,
длительности, поют интервалы, попевки.
Слух ребенка все время контролирует правильность звучания. В годы дошкольного
детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нѐбо малоподвижное,
дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и
созреванием, так называемой вокальной мышцы.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания
только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе
бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное
обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального
материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом
(расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо
звучит голос. Следует избегать - форсирование звука. Низкие звуки звучат более
протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными для исполнения являются звуки от ми - фаси. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его
надо избегать.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное
пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на
выразительность исполнения. Надо учить детей петь: не напрягаясь, естественным
светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные,
в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в
звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких,
дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни
с более длинными музыкальными фразами.
6
1.8. Планируемый результат.
Воспитанники имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют
устойчивый интерес к вокальному искусству.
Поют естественным голосом, протяжно.
Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто
интонируют.
Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии.
Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка.
Могут петь без музыкального сопровождения.
Проявляют интерес к вокальному искусству.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в
словах и правильно произносят окончания слов.
Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не
опережая друг друга.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без
показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия интересным, повышают активность детей, развивают
сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей,
подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить
свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это
деликатно.
2.2. Формы и методы
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Музыкально-дидактические игры и упражнения;
Концертные выступления;
Участие в творческих конкурсах.
2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства
включает решению следующих задач:
7
Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка», которое
обозначает положение, которое должен принять певец перед началом пения: при этом
корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать,
а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах
двигать. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает
свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную
мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий
процесс. Петь можно сидя или стоя. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя,
но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание.
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох
формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных
упражнений
следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически
верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному
развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы
гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос
при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен
пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти
незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос
имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от
заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой
над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость
дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно
глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание
расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука.
Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных
зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. В работе над
гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и
во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади
гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного
аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в
сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость
произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого
нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных
движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба.
Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и
маленького язычка.
Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или
твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой
вялости - слоги с согласным «д».
Выработка подвижности голоса.
8
Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить
детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо
способствуют технические упражнения. Для определения ширины диапазона следует
выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном
отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения
полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса – он не
должен быть форсированным, крикливым, следует избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или
приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое
произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.
Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные
упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.
Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать
содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед
детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Работа над
чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного
материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.
Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый
аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для
создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.
Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить
громкость пения с исполнением товарищей, приучать слаженному артикулированию.
Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения.
Формирование сценической культуры. Согласно певческим и возрастным
возможностям детей подбирается репертуар. Необходимо учить детей пользоваться
микрофонами, правильно вести себя на сцене. Таким образом, развитие вокальнохоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной
выразительности и созданию сценического образа.
2.4. Структура образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
- Приветствие, коммуникативная игра.
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика,
интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для
распевания, гимнастика для дыхания).
2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.
9
2.5. Учебно - тематический план
Сентябрь
Диагностика музыкальных способностей
Выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания
петь.
Познакомить с дыханием во время пения.
Пение – упражнение для развития слуха и голоса.
Научить правильному дыханию во время пения.
Познакомить с правильной певческой установкой.
Закрепить умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз.
Разбор упражнений для развития слуха и голоса.
Учить детей петь легким, естественным голосом.
Октябрь
Беседа о дикции и артикуляционном слове.
Научить приемам выразительного пения – дикции.
Знакомство с песней
Работать над мелодической линией песни, с показом рукой направление движения,
выучить слова.
Разбор песен
Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы.
Работа над упражнениями развития слуха и голоса.
Закрепить выученные упражнения.
Ноябрь
Закрепление песен.
Закрепить работу над правильным дыханием, выразительным исполнением песни.
Работа над упражнениями развития слуха и голоса.
Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы.
Разучивание песни.
Учить детей петь легко, без форсирования.
Работа над песней
Закрепить работу над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы
Декабрь
Работа над дикцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;
Разучивание песен
Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией.
Разучивание песен
Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать
логические ударения в соответствии с текстом песен.
Подготовка к новогоднему празднику. Закрепить исполнение ранее изученных песен.
Январь
Выразительность в пении.
Разучивание песен-попевок.
Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.
Работа с упражнениями для развития слуха и голоса.
Творческие задания
10
Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.
Разучивание песен
Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
Февраль
Сценическая культура исполнения песен.
Учить детей работать с микрофоном.
Разучивание новой песни
Проработать трудные ритмические места с хлопками, маракасами, бубнами.
Творческие импровизации.
Закрепить ранее выученный материал.
Знакомство с песней
Работать над мелодической линией песни, показать рукой направление движения,
выучить слова.
Март
Упражнение для развития слуха и голоса
Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом
пропевании поступенных и скачкообразных движений.
Разучивание новой песни.
Работать над дикцией и выразительным исполнением.
Сольное исполнение песни.
Закрепить умение петь в унисон, а капелла, используя движения рук.
Разучивание песен Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с
микрофоном.
Апрель
Творческие импровизации.
Развивать творческую активность каждого ребенка кружка, инициативу,
самостоятельность в поисках нужной певческой интонации.
Разбор новой песни
Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией.
Закрепление певческих навыков.
Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать
логические ударения в соответствии с текстом песен.
Разучивание коллективной песни
Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
Май
Работать над выразительным исполнением песен.
Закрепление певческих навыков.
Работать над звуковедением, дыханием, артикуляцией, четкой дикцией.
Закрепить ранее выученные песни.
Итоговое занятие. Закрепить вокальные навыки детей.
11
2.6. Календарно-тематическое планирование.
Сентябрь
Содержание работы
Задачи
1.Коммуникативная
игра- Установление
контактов,
приветствие.
психологическая настройка
на работу.
2.
Артикуляционная Развивать певческий голос,
гимнастика по системе В. способствовать
Емельянова.
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.Интонационнофонетические упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
Материал
Коммуникативная
«Ищу друга».
игра
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолёт»- на
звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
Упражнять
в
точном Пропевание гласных «А-Оинтонировании трезвучий, У-И-Э»
в
разной
удерживать интонации на последовательности.
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков.
Учить
детей
чётко Тук, так, тук, так
проговаривать
текст, Сшила Саша
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
для Упражнять детей в чистом Тра та та
интонировании на одном Барабан
звуке
и
поступенное
движение вниз.
6. Упражнения на дыхание
Выполнить вдох носом, «Надуваем шины»
ощутить
растягивание
диафрагмы, выдохнуть:
Октябрь
Содержание работы
Задачи
Материал
1.Коммуникативная
игра- Освоение
пространства, «Здравствуйте»
приветствие.
установление
контактов,
психологическая настройка
на работу.
2.Артикуляционная
Развивать певческий голос,
гимнастика по системе В. способствовать
Емельянова.
правильному
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолѐт»на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая
и понижая голос)
3.Интонационнофонетические Упражнять
в
точном Пропевание гласных «А-Оупражнения.
интонировании трезвучий, У-И-Э»
в
разной
удерживать интонации на последовательности.
12
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков. Следить
за правильной певческой
артикуляцией.
Учить
детей
чётко .На дворе трава
проговаривать текст, с Карл у Клары
разной
интонацией
(удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая
голоса), интонацией.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
для Упражнять детей в чистом 1. «Котенок и бабочка»
интонировании
2. «Птичка и Лиса»
поступенного
и
скачкообразного движения
мелодии вверх и вниз.
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
Выполнить вдох носом, Упражнение НАСОС
ощутить
растягивание
диафрагмы, выдохнуть:
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять
логические ударения в
музыкальных
фразах,
отчётливо
пропевать
гласные и согласные в
словах.
Ноябрь
Содержание работы
Задачи
Материал
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка Упражнения: «Паровозик»
приветствие.
на занятие.
2.Артикуляционная
Подготовка
голосового
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
Емельянова.
звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.
3.Интонационнофонетические Упражнять
в
точном
упражнения.
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
13
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый язычок».
Пропевание гласных «А-ОУ-И-Э»
в
разной
последовательности.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить детей чѐтко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
для
Расширять диапазон
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
1. Испугались медвежонка
2. Ехал грека через реку
1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. Барабан
Вдох носом, задержать Упражнение
дыхание
и
медленно ЦВЕТОК
выдыхать (повторить 4
раза)
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
14
НЮХАЕМ
Декабрь
Содержание работы
Задачи
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка
приветствие.
на занятие.
Материал
2.Артикуляционная
Подготовка
голосового
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
Емельянова.
звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.
«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз»
Короткий вдох, долгий
выдох;
«Машина»вибрация губ. «Самолѐт»на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая
и понижая голос).
в
точном
3.Интонационнофонетические Упражнять
интонировании трезвучий,
упражнения.
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
4.Скороговорки.
Учить
детей
чѐтко
Чистоговорки.
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
для
Расширять диапазон
распевания.
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
6. Упражнения на дыхание.
Вдох носом, задержать
Песни .
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4
раза)
Пропевание гласных « А-ОУ-И-Э»
в
разной
последовательности
«По
волнам», «Качели», «По
кочкам».
15
Проговаривание
песен, попевок.
текста
Упражнение ГРЕЕМ РУКИ
«Белые снежинки» сл. И.
Шефрана, муз. Г. Гладкова
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом, «Зимняя сказка» сл. А.
без напряжения, правильно Усачева, муз. А. Пинегина
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
Январь
Содержание работы
Задачи
Материал
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка «Приветствие»
приветствие.
на занятие.
(«Хлопушка»).
2.Артикуляционная
Подготовка
голосового
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
Емельянова.
звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.ИнтонационноУпражнять
в
точном
интонировании трезвучий,
фонетические упражнения.
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
4.Скороговорки.
Учить
детей
чѐтко
проговаривать
текст,
Чистоговорки.
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
16
Работа с губами: (покусать
зубами верхнюю и нижнюю
губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки»
(А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котѐнок»
(Мяу жалобно).
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
распевания.
для
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
Расширять
диапазон Лесенка, Ремешок
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Вдох
носом,
задержать Повторение знакомых песен
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4 раза)
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
Февраль
Содержание работы
Задачи
Материал
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка «Комплименты».
приветствие.
на занятие.
2.Артикуляционная
Подготовка
голосового
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
Емельянова.
звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
17
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолѐт»- на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
3.Интонационнофонетические упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
для
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять
в
точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить
детей
чѐтко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)
Расширять
диапазон
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Вдох
носом,
задержать
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4 раза)
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
«Три
А.Евтодьевой
распевания.
18
«Петя шёл»
«Думал – думал»
медведя»
Упражнение МЯЧИКИ
1. «Песенка о капитане»
Дунаевский
2. «Любимый папа» сл. Ю.
Энтина муз. Д. Тухманова
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
Март
Содержание работы
Задачи
Материал
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка «Поменяйтесь местами»
приветствие.
на занятие.
Подготовка
голосового
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.ИнтонационноУпражнять
в
точном
фонетические упражнения.
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
4.Скороговорки.
Учить
детей
чѐтко
Чистоговорки.
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
распевания.
для
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
«Лягушка и кукушка»
«Няня
мылом
мыла
Милу…» «Сорок сорок ели
сырок…»
Расширять
диапазон 1. «Теремок» Л.Олифировой
детского голоса. Учить 2. «Вот такая чепуха»
точно попадать на первый И.Рыбкиной
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
19
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Вдох
носом,
задержать
Упражнение ЗМЕЯ
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4 раза)
1. Продолжать учить детей «Мамочка моя» «Мамина
петь естественным голосом, песенка» М. Пляцковский
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
Апрель
Содержание работы
Задачи
1.Коммуникативная
игра- Психологическая настройка
приветствие.
на занятие.
Подготовка
голосового
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.ИнтонационноУпражнять
в
точном
фонетические упражнения.
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
4.Скороговорки.
Учить
детей
чѐтко
Чистоговорки.
проговаривать
текст,
20
Материал
«Звериное пианино».
«Лошадка»
прищѐлкивание,
язычок;
«Паровоз» - короткий вдох,
долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолѐт»- на
звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании,
1. «Стрекоза и рыбка»
2.
«Кот
и
петух»
А.Евтодьевой
«Прогулка» М. Лазарев.
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
распевания.
для
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
Содержание работы
1.Коммуникативная
играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Расширять
диапазон
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Вдох
носом,
задержать
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4 раза)
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
ПУТЕШЕСТВИЕ
КИСЛОРОДИКА
«Любимый детский
К.Костина
«В самый первый
Н.Разуваевой.
сад»
раз»
Май
Задачи
Материал
Психологическая настройка «Звериное пианино».
на занятие.
Подготовка
голосового «Лошадка»
аппарата к дыхательным, прищѐлкивание,
язычок;
21
Емельянова.
3.Интонационнофонетические упражнения.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
для
6. Упражнения на дыхание.
Песни .
звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять
в
точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному. Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить
детей
чѐтко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
«Паровоз» - короткий вдох,
долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолѐт»- на
звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании,
1. «Стрекоза и рыбка»
2.
«Кот
и
петух»
А.Евтодьевой
Расширять
диапазон
детского голоса. Учить
точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Вдох
носом,
задержать
дыхание
и
медленно
выдыхать (повторить 4 раза)
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая динамику не
только куплета к куплету,
но и по музыкальным
ПУТЕШЕСТВИЕ
КИСЛОРОДИКА
22
«Прогулка» М. Лазарев.
«Любимый детский
К.Костина
«В самый первый
Н.Разуваевой.
сад»
раз»
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые
технические средства обучения:
1. Синтезатор
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
4. Микрофоны
5. Музыкальные инструменты
6. CD, DVD диски
7. Учебно- наглядные пособия:
8. Плакаты
9. Схемы
10. Иллюстрации
11. Игрушки
12. Дидактические игры
13. Детские музыкальные инструменты
23